Когда выезжаешь на трек, лови ощущение радости...

Прошедший в начале  декабря  семинар  «Секреты мастерства профессиональных  гонщиков» посетил представитель нашей команды, ветеран отечественного мотоспорта  - Михаил Тихомиров.

Образовательная лекция состоялась в новеньком офисе  команды Yachnich Motosport, арендованном в деловом центре столицы (ул. Тестовская, д. 10). Первую зимнюю встречу гонщиков, хозяева обещали организовать в форме «живого общения», но приглашенный star-тренер Клаудио Корсетти, быстренько переключил все внимание на себя.

Клаудио отвечает на вопрос Е.Филимонова

Энергичный 43-летний итальянец рассказывал о технике вождения, которую он успешно преподает, уже  11 лет, в известной мотошколе SMI. По ходу,  демонстрируя  фрагменты учебного фильма, где довольно просто, при помощи схем, показывал как сидеть на мотоцикле при движении, как правильно менять направление, а самое главное, как победно добраться до финиша за рекордное время. Жаль, что не удалось посмотреть всю ленту, ведь  глядя на  цветные стрелочки  и расчерченное тело гонщика,разгадка секрета профессионального управления мотоциклом, казалась такой близкой и очевидной.  Но за три часа слушатели лишь убеждались, что управляли своим техническим средством совсем не по заданной траектории, падали  абсолютно неслучайно, а тормозили,  вообще, не по правилам. Итальянских гуру на всех  не хватит и хочется сказать огромное спасибо команде Yachnich Motosport, которая обещала частенько устраивать подобные мастер-классы.

Стоит привести некоторые высказывания из уст тренера с мировым именем -

«Сегодня повторяется одна и та же история. Новички приходят на трек и ездят, согласно своим представлениям. 90 процентов людей поначалу даже не понимают, чего хотят. Конечно, есть очень быстрые гонщики, но они сами не ответят - почему это происходит. Можете ли вы вспомнить сколько раз бывало, что вы направили колесо в заданное положение, по определенной траектории и под намеченным углом? Человек, прикидывая свой  опыт, обычно, отвечает - «Боже мой, наверное, вообще никогда». Вспоминаются, лишь, единичные случаи. Второй вопрос - сможете ли вы повторить  этот успех? Честный ответ -«не более одного  раза». Все происходит потому, что гонщик полагается  на свои инстинкты, а этого оказывается недостаточно, чтобы  выиграть. Процессу вождениия нужно учиться, ведь у большинства  нет осмысления того, как нужно делать, чтобы реально управлять ситуацией. Основываясь на опыте могу сказать, что существует довольно простая техника управления мотоциклом. Она быстро усваивается и с помощью этих знаний  возможно совершать любые  маневры, когда только пожелаете».

аудитория семинара

«Одна из первых вещей, которую мы говорим всем гонщикам, это то,  что большинство не использует и половины своего тела. Большинство, из них, просто сидит на мотоцикле, а  это не диван, нельзя  расслабляться. На мотоцикле нужно привстать и использовать ноги для того, чтобы удерживать вес тела. А вот  корпус не следует перенапрягать. Если даже немного веса будет переключено на  верхнюю часть, то в случае открытия газа - тело, по инерции, сползет назад. Для  того, что бы удержаться на мотоцикле вам придется  крепко вцепиться в  руль, фиксируя посадку, а это является не только неправильным, но и сильно небезопасным при движении. Если не удержаться на ногах и вцепиться в  руль, открыв газ, то переднее колесо начинает ерзать. Большинство мотоциклистов считают, что это проблема в технике, а на самом деле проблема в неумелом руководстве. Когда  вы  пригибаете тело вперед, то легко сможете  максимально открыть ручку газа и мотоцикл, без дополнительного усилия, поедет очень быстро».

«Мотогонки  - это активный спорт и тело гонщика должно быть в хорошей физической форме, чтобы все время находится в максимальном напряжении.  Хотя можно и отдохнуть во время прохождения гоночной прямой и на несколько секунд присесть на мотоцикле.  Чемпионы и  гонщики MotoGP тренируются в очень сложном графике, ежедневно пробегая 40 км. Спортивное вождение - это реальная деятельность и поэтому должна быть хорошая физическая подготовка.  Но, что еще более важно - это тренировка умственного состояния спортсмена. Ведь за  минимальное время, несясь на большой скорости  гонщику нужно  по-максимуму совершить невозможное, чтобы  преодолеть себя и  стать победителем. Необходимо обладать умением концентрироваться и научившись этому можно понять насколько это необходимо».

«Однажды я разговаривал с итальянским механиком команды Валентино Росси. Там выступают очень хорошие гонщики. И когда мы обсуждали разницу между этими чемпионами, то старались представить одинаковые условия для всех гонщиков. Некий трек на котором никто никогда не ездил и абсолютно одинаковые мотоциклы. По мнению механика,  на первой сессии самым быстрым будет Лорис Капиросси, на официальной части выиграет Марко Меландри, но а победителем станет Валентино Росси. Почему всегда так происходит? Я много раз общался с Валентино Росси и, даже, в обычной беседе его  выделяет то, как он говорит. У него богатый ум и врожденная интеллигентность. То, что он  умеет концентрироваться заметно даже при  простом  разговоре. Хотя механик говорит, что на самом деле талантливее всех  Капиросси, но ему никогда не стать самым быстрым. Восьмикратный чемпион мира, все равно,  Валентино Росси и не потому что он способный, а потому что он умный.  Капиросси никогда не станет мировым чемпионом, только потому, что не в состоянии сосредоточиться на 30 кругов. Его максимум - это два  круга в течении пяти дней . Каждый гонщик должен воспитать в себе умение концентрироваться не менее, чем на 6-7 кругов заезда. Если вы посмотрите гонки с участием Валентино Росси, то вы увидите, что наиболее быстрым кругом у него -  последний. Как это может быть возможным, ведь  уже стерты  тормоза, изношена резина, измотан организм?  Валентино Росси это делает всегда, только при помощи концентрации».

Клаудио Корсетти

«Есть натуральные медицинские препараты, которые помогают достичь наилучшего эффекта. Употребляя их, можно повысить уровень внимания. Многие  гонщики перед соревнованиями выпивают не одну бутылочку. А вот тренировки  по достижению максимальной концентрации, для каждого индивидуальны. Когда долго ездишь, то тело устает, кислород перестает поступать в мозг, становиться трудно дышать. Самое важное - это научиться преодолевать сопротивление. Достичь этого можно пробежками на длинные расстояния. Тут, даже не важно само расстояние и время, а когда появляется желание остановиться, важно преодолевать себя. Говорить - «ну еще  чуть-чуть, еще, не останавливаться». Гонщики не мускулистые культуристы, а  «суховатые», потому что делают упражнения по преодолению сопротивления. Этого можно достичь, тренируясь на мотоцикле по нескольку часов в день, но если нет такой возможности, то поможет и  велосипед. Хорошо также ездить в дождь, потому что неблагоприятные метеоусловия помогают достичь максимальной концентрации.  Если натренировать организм правильно, то в мозг будет поступать достаточное количество кислорода и он поможет победить».

«Существует еще одно универсальное правило гонщика. Представьте, что  вы тренируетесь и в какой-то момент, сделав определенное количество кругов вы говорите - «все, я доволен этим, сейчас сделаю еще один круг и закончу». Никогда этого не делайте, потому  что на этом последнем круге рискуете упасть. Когда вы думаете, что делаете последний круг, то уже начинаете останавливаться и уровень концентрации сводится к нулю. И как только пришла мысль сделать последний круг  сразу останавливайтесь. Это необходимо! В мотоциклетном спорте очень важен уровень подготовки. Очень часто мы выезжаем на  тренировку или на гонку  вообще без какой-либо концентрации, мы расслаблены, просто катаемся с друзьями в  свое удовольствие. Но в момент захода в поворот,  вдруг появляется странное ощущение, словно мотоцикл сошел с ума, ведь появляется какая-то непонятная вибрация. Это не проблема в мотоцикле и, даже, не проблема в физическом состоянии организма, это мозг посылает сигналы, потому что не желает ездить, тревожиться. У каждого эти сигналы свои и необходимо научиться их распознавать. Когда становиться неуправляемым руль, когда начинают болеть руки, когда тело перестает слушаться. Вовремя нужно сделать перерыв, главное, в этот момент, не ехать. После окажется, что вибрация, каким-то чудом, прекратилась, хотя это тот же мотоцикл, просто изменилось состояние мозга человека. От езды  необходимо испытывать радость, состояние эйфории, даже в момент сложных и рискованных ситуаций. Это состояние помогает и с ним можно достичь рекордных результатов. Главное поймать это ощущение ментальности и стараться его повторить. Мировые чемпионы в таком состоянии находятся на протяжении всей гонки. В этом и состоит разница между чемпионом и просто быстрым гонщиком. Если научиться ловить это ощущение, то на треке можно осуществить все, что пожелаешь».

Это лишь  часть высказываний итальянского тренера Нади и Наташи. На самом деле зимняя лекция была  интересной  и крайне полезной для всех. Порадовало и отношение организаторов - удобные диваны, фуршетный стол, демонстрация фильма. Надеемся, что  подобные семинары повторятся и ждем будущих встреч.

 

Татьяна Гранчак.

Статья любезно предоставлена командой "Forspeed Honda Racing Team".

 

 

 

09.12.2008

Читайте также

Тяжело в учении – легко на треке

5 декабря 2008 года компания Yakhnich Motorsport организовала для российских мотогонщиков первый семинар из цикла «Секреты мастерства профессионального гонщика». Впервые профессиональные спортсмены собрались в таком формате: послушать выступление известного тренера из Италии, обменяться опытом, обсудить различные вопросы.

Интервью с Надеждой Яхнич

Я помню, как все начиналось. Четыре года назад, когда я только что приехала на трэк, мне вообще это не понравилось.